Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Ответственность за нарушение трудового законодательства: кто и как применяет

08.02.2022 956 0 1


За нарушение трудового законодательства к субъектам хозяйствования (далее – СХ) применяются серьезные санкции. И мораторий на проверки, введенный на период действия карантина, на эти санкции не распространяется. Рассмотрим подробнее, какие именно санкции применяются за различные нарушения в 2022 году.


Виды ответственности

За нарушения, допущенные в сфере законодательства о труде, применяется несколько видов ответственности:

  • финансовая (см. таблицы 1, 2) – к СХ;
  • административная (см. таблицы 3 и 4) – к должностным лицам СХ, физлицам-предпринимателям, которые являются работодателями, а в отдельных случаях – к работникам предприятия;
  • уголовная (см. табл. 5) – к должностным лицам СХ и физлицам-предпринимателям, которые являются работодателями.

Финансовая ответственность

Данный вид ответственности предусмотрен ст. 265 КЗоТ (см. табл. 1).

Таблица 1. Финансовые санкции за нарушение законодательства о труде

№ п/п

Суть правонарушения

Норма ч. 2 ст. 265 КЗоТ

Размер штрафа

1

2

3

4

1

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)

Абзацы второй, третий

10 МЗП* (65 000 грн) за каждого работника, в отношении которого совершено правонарушение.

Для работодателей – плательщиков единого налога первой – третьей групп (юрлиц и физлиц) за нарушение, допущенное впервые, – предупреждение.

За повторное нарушение в течение 2 лет – 30 МЗП (195 000 грн) за каждого работника, в отношении которого допущено правонарушение

2

Оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии

3

Выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ

4

Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты, иных выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме

Абзац четвертый

3 МЗП (19 500 грн)

5

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда

Абзац пятый

2 МЗП (13 000 грн) за каждого работника, в отношении которого совершено правонарушение

6

Несоблюдение законодательных гарантий и льгот, установленных для работников, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных Законами от 12.12.1991 № 1975-XII, от 25.03.1992 № 2232-XII и от 21.10.1993 № 3543-XII (далее - Закон № 1975, № 2232 и № 3543). Речь в данном случае идет о военной службе, альтернативной (невоенной) службе, а также о мобилизационной подготовке и мобилизации

Абзац шестой

4 МЗП (26 000 грн) за каждого работника, в отношении которого совершено правонарушение.

Для работодателей – плательщиков единого налога первой – третьей групп (юрлиц и физлиц) – предупреждение

7

Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении

Абзац седьмой

3 МЗП (19 500 грн)

8

Недопущение к проведению проверки (а также создание препятствий в ее проведении) по вопросам:

– фактического допуска к работе без оформления трудового договора (контракта);

– оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения им работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии;

– выплаты зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов

Абзац

восьмой

16 МЗП (104 000 грн)

9

Нарушение иных требований трудового законодательства

Абзацы девятый, десятый

1 МЗП (6 500 грн) за каждое такое нарушение. За повторное нарушение в течение года – 2 МЗП (13 000 грн)

* МЗП – минимальная заработная плата, которая на сегодня составляет 6 500 грн.

Таблица 2. Правила применения финансовых санкций

№ п/п

Показатель

Законодательные правила

1

2

3

1

Орган, применяющий штрафы

Штрафы уполномочены применять органы Гоструда (ч. 4 ст. 265 КЗоТ, пп. 54 п. 4 Положения, утвержденного постановлением КМУ от 11.02.2015 № 96). Правила наложения этих штрафов определены в Порядке, утвержденном постановлением КМУ от 17.07.2013 № 509 (далее - Порядок № 509). Штрафы налагают председатель Гоструда, его заместители, руководители территориальных органов Гоструда и их заместители, а также уполномоченные должностные лица (п. 2 Порядка № 509)

2

На кого налагаются штрафы

Штрафы применяются к СХ – работодателям (юрлицам и физлицам-предпринимателям)

3

Сроки давности применения штрафов

Сроки давности применения санкций на основании ст. 265 КЗоТ законодательством не установлены, так что штрафы могут налагаться за любой период. Однако санкции, предусмотренные ст. 265 КЗоТ, могут применяться за нарушения, допущенные начиная с 01.01.2015 – это дата, с которой в КЗоТе появилась ст. 265

4

Условное освобождение от штрафа

Для некоторых видов штрафов ч. 6 ст. 265 КЗоТ введено так называемое условное освобождение. Это штрафы, предусмотренные абзацами четвертым – шестым, девятым ч. 2 ст. 265 КЗоТ. Если проверяющие выявили такие нарушения, то сначала они выдают предписание об их устранении, определяют срок устранения и не штрафуют. Если же в обусловленный срок нарушение не устранено, тогда применяется штраф в полной мере

5

Основания для применения штрафа

О наложении штрафа выносится постановление на основании (п. 2, 4 Порядка № 509):

– акта проверки или инспекционного посещения, проведенного органом Гоструда, в ходе которого выявлены нарушения трудового законодательства;

– акта о невозможности проведения инспекционного посещения (речь идет о штрафах за недопуск к проверке);

– акта проверки органом ГНС, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства;

– решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял обязанности без заключения трудового договора или работал на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время

6

Срок уплаты штрафа

Штраф нужно уплатить в течение месяца с момента вынесения постановления о его применении (если постановление не будет обжаловано), а об уплате уведомить контролирующий орган, наложивший штраф (п. 9 Порядка № 509). Если же в месячный срок штраф не будет уплачен, то документы по нему передаются органам Государственной исполнительной службы для принудительного взыскания (п. 11 Порядка № 509).

Внимание! Размер наложенного штрафа можно уменьшить! Если СХ уплатит штраф в течение 10 банковских дней с момента вручения постановления о применении штрафа, то достаточно уплатить 50 % начисленного штрафа и постановление будет считаться выполненным (ч. 5 ст. 265 КЗоТ)

Административная ответственность

Данный вид ответственности применяется на основании норм КУоАП (см. таблицы 3, 4).

Таблица 3. Административные штрафы за нарушение трудового законодательства

№ п/п

Суть правонарушения

Норма КУоАП

Размер штрафа

1

2

3

4

1

Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты, выплата ее не в полном объеме

 Ч. 1 ст. 41

От 30 до 100 НМДГ* (от 510 до 1 700 грн)

2

Нарушение сроков предоставления работникам (в т. ч. бывшим) документов об их трудовой деятельности у работодателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, зарплате и т. д.), или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные. Сроки предоставления таких документов определены Законом от 02.10.1996 № 393/96-ВР

* Не облагаемый налогом минимум доходов граждан в данном случае составляет 17 грн (п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НК).

3

Нарушение срока и порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Ч. 1 ст. 41

От 30 до 100 НМДГ* (от 510 до 1 700 грн)

4

Иные нарушения требований законодательства о труде

5

Повторное в течение года нарушение, указанное в строках 1–4 этой таблицы, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, или те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего лица, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью

Ч. 2 ст. 41

От 100 до 300 НМДГ (от 1 700 до 5 100 грн)

6

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)

Ч. 3 ст. 41

От 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн)

7

Допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без получения разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства

8

Повторное в течение года нарушение, указанное в строках 6 и 7 этой таблицы, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию

Ч. 4 ст. 41

От 1 000 до 2 000 НМДГ (от 17 000 до 34 000 грн)

9

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда, кроме нарушения, указанного в стр. 10 этой таблицы

Ч. 5 ст. 41

Для работников – от 4 до 10 НМДГ (от 68 до 170 грн), для должностных лиц предприятий и физлиц-предпринимателей – от 20 до 40 НМДГ (от 340 до 680 грн

10

Нарушение установленного порядка уведомления (предоставления информации) о несчастном случае на производстве

Ч. 6 ст. 41

От 20 до 50 НМДГ (от 340 до 850 грн)

11

Нарушение гарантий и льгот, предусмотренных для мобилизованных работников Законами № 1975, № 2232, № 3543

Ч. 7 ст. 41

От 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1 700 грн)

* Не облагаемый налогом минимум доходов граждан в данном случае составляет 17 грн (п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НК).

Таблица 4. Правила применения админответственности

№ п/п

Показатель

Законодательные правила

1

2

3

1

Кого привлекают к админответственности

К ответственности привлекают должностных лиц предприятий, а также физлиц-предпринимателей, являющихся работодателями. Админответственность на основании ч. 5 ст. 41 КУоАП также может быть применена к работникам предприятия, нарушившим требования законодательства об охране труда

2

Кто применяет админответственность

Админответственность уполномочены применять:

– за нарушения, предусмотренные ч. 1–4 и 7 ст. 41 КУоАП, – суды. Протокол об админответственности составляет орган Гоструда и передает дело в суд, а суд выносит постановление о привлечении к ответственности (ст. 221 КУоАП);

– за нарушения, предусмотренные ч. 5, 6 ст. 41 – органы Гоструда (ст. 231 КУоАП), а если нарушены санитарные нормы – органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 236 КУоАП)

3

Каковы сроки привлечения к ответственности

Меры административного воздействия могут быть наложены в следующие сроки (ст. 38 КУоАП):

– по делам, которые уполномочен рассматривать суд, – в течение 3 месяцев со дня совершения правонарушения (а по длящимся нарушениям – с момента их выявления);

– по делам, которые уполномочен рассматривать орган Гоструда, – в течение 2 месяцев со дня совершения правонарушения (а по длящимся нарушениям – с момента их выявления)

4

Как оформляется привлечение к админответственности

При выявлении правонарушения составляется протокол об административном правонарушении (ст. 254 КУоАП). Требования к оформлению протоколов приведены в ст. 256 КУоАП. Органы Гоструда составляют протоколы по форме 13, утвержденной приказом Минэкономразвития, торговли и сельского хозяйства от 27.10.2020 № 2161. На основании этого протокола выносится постановление о привлечении к административной ответственности уполномоченными на это органами

5

Сроки уплаты штрафа

Штраф необходимо уплатить в течение 15 дней с момента получения постановления о его применении (ст. 307 КУоАП). Если постановление обжалуется, тогда штраф нужно уплатить в случае отказа в удовлетворении жалобы в течение 15 дней с момента получения ответа об оставлении жалобы без удовлетворения. Если в указанный срок штраф не уплатить, то документы будут переданы в исполнительную службу для его принудительного взыскания. В этом случае придется уплатить штраф в двойном размере (ст. 308 КУоАП), а также оплатить расходы, связанные с принудительным взысканием штрафа

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде применяется на основании норм Уголовного кодекса (далее - УК) (см. табл. 5).

Таблица 5. Уголовная ответственность за несоблюдение норм трудового законодательства

№ п/п

Суть правонарушения

Норма УК

Санкции*

1

2

3

4

1

Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам или в связи с уведомлением им как обличителем о совершении другим лицом коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, других нарушений Закона от 14.10.2014 № 1700-VII, а также иное грубое нарушение законодательства о труде

Ч. 1 ст. 172

Штраф в размере от 2 000 до 3 000 НМДГ (от 34 000 до 51 000 грн) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на срок до 3 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет

2

Те же самые действия, указанные в стр. 1 таблицы, совершенные повторно или в отношении несовершеннолетнего лица, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью

Ч. 2 ст. 172

Штраф в размере от 3 000 до 5 000 НМДГ (от 51 000 до 85 000 грн) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на срок до 5 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев

3

Безосновательная невыплата зарплаты или иной установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или физлицом-предпринимателем**

Ч. 1 ст. 175

Штраф в размере от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн) либо исправительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на срок до 3 лет

4

Те же самые действия, указанные в стр. 3 этой таблицы, совершенные в результате нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты зарплаты и иных установленных законом выплат**

Ч. 2 ст. 175

Штраф в размере от 1 000 до 1 500 НМДГ (от 17 000 до 25 500 грн) либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на срок до 3 лет

* Уголовную ответственность применяет суд на основании обвинительного приговора (ст. 2 УК).
** Лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к ответственности им будет выплачена зарплата или осуществлена иная установленная выплата гражданам (ч. 3 ст. 175 УК).

Применение ответственности на практике

В таблицах 1–5 мы рассмотрели основные штрафы, которые чаще всего применяют к нарушителям. Однако с трудовым законодательством связаны и другие аспекты деятельности, важные для работодателя. В табл. 6 приведем три ситуации, касающиеся такой ответственности, с учетом последних законодательных изменений.

Таблица 6. Практические ситуации применения ответственности за нарушение трудового законодательства

Ситуация/вопрос

Какая ответственность применяется

1

2

В настоящее время работодателей обязали вести воинский учет военнообязанных женщин, и законодательство в этой сфере недавно изменилось. Какие меры ответственности могут быть применены к работодателю, не выполняющему требования по ведению воинского учета?

За нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации применяется административная ответственность на основании ст. 2101 КУоАП.

Данная статья предусматривает наложение на должностных лиц предприятия штрафа в размере от 200 до 300 НМДГ (от 3 400 до 5 100 грн), а за повторное совершение в течение года нарушения, установленного ч. 1 ст. 2101 КУоАП, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, а также совершение такого нарушения в особый период применяется штраф в размере от 300 до 500 НМДГ (от 5 100 до 8 500 грн). Невыполнение требований законодательства по воинскому учету тоже вписывается в рамки этой статьи КУоАП.

Штрафы налагают территориальные центры комплектования и социальной поддержки (далее – терцентры, это бывшие военкоматы) (ст. 235 КУоАП).

Что касается законодательных изменений, то с 17.12.2021 вступил в силу приказ Минобороны от 11.10.2021 № 313, которым утвержден Перечень специальностей и/или профессий, родственных соответствующим военно-учетным специальностям, после получения которых женщины берутся на воинский учет военнообязанных (далее – Перечень № 313). Перечень № 313 утвержден во исполнение ч. 11 ст. 1 Закона № 2232. Согласно этой норме женщины, которые имеют специальность и/или профессию, родственную соответствующей военно-учетной специальности, определенной в перечне, утвержденном Минобороны (т. е. Перечне № 313), и годные для прохождения военной службы по состоянию здоровья и возрасту, берутся на воинский учет военнообязанных. В Перечень № 313 попало немало достаточно распространенных профессий и специальностей, в частности руководители финансовых, бухгалтерских, экономических, юридических и административных подразделений, профессионалы в области аудита и бухучета, бухгалтеры и кассиры-эксперты. Но четкого механизма постановки на учет женщин пока в законодательстве нет.

В Минобороныразъясняют, что постановка женщин на воинский учет будет проводиться терцентрами постепенно, по мере готовности нормативно-правовой базы. В течение 2022 года будет приведена в соответствие с действующим законодательством нормативная база Вооруженных сил Украины и разработаны необходимые документы. Поскольку нормативная база пока не готова к нововведениям, до конца текущего года не будут штрафовать ни женщин, которые не встали на воинский учет, ни руководителей предприятий, на которых они работают. К тому же планируется пересмотреть имеющийся на сегодня перечень в сторону его уменьшения исходя из здравого смысла. Также в настоящее время есть законопроекты, предусматривающие внесение изменений в Закон № 2232 и другие законы, касающиеся рассматриваемой нами ситуации.

А пока в вопросах воинского учета нужно руководствоваться Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 07.12.2016 № 921 (соответствующие изменения в него пока не внесены)

Какая ответственность применяется к работодателям за неотстранение от работы работников, которые не вакцинировались от COVID-19 в случаях, когда такая вакцинация является обязательной по законодательству?

Несоблюдение требований законодательства об отстранении от работы невакцинированных работников грозит должностным лицам предприятия (в нашем случае – это руководители предприятий, ведь именно на них возложена такая обязанность) административной ответственностью согласно ст. 443 КУоАП, то есть штрафом в размере от 2 000 до 10 000 НМДГ (от 34 000 до 170 000 грн).

акой штраф налагает суд (ст. 221 КУоАП) на основании админпротоколов, составленных уполномоченными органами (их перечень приведен в ст. 255 КУоАП). К ним, в частности, относятся органы Нацполиции и здравоохранения.

Важно! Работодатели должны помнить, что отстранять от работы сотрудников по причине отсутствия вакцинации от COVID-19 можно, только когда это прямо предусмотрено законодательством и в случаях, когда вакцинация для работников является обязательной в соответствии с законодательством. В данном случае следует руководствоваться прежде всего п. 416 постановления КМУ от 09.12.2020 № 1236, которым и установлена обязанность работодателей отстранять невакцинированных работников от работы, а также приказом Минздрава от 04.10.2021 № 2153, которым утвержден перечень профессий, производств, организаций, работники которых обязаны вакцинироваться (с учетом внесенных в него изменений)

Предприятие размещает в печатных СМИ рекламу о вакансиях. Недавно в этой сфере произошли изменения. Какова ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе в части рекламы о вакансиях?

Ответственность за нарушения, касающиеся рекламы о вакансиях (приеме на работу), предусмотрена ст. 241 Закона от 03.07.1996 № 270/96-ВР (далее - Закон № 270). Эта статья запрещает в рекламе о вакансиях (приеме на работу):

– указывать возраст кандидатов;

– предлагать работу только женщинам или только мужчинам (за исключением специфической работы, которая может выполняться только лицами определенного пола);

– выдвигать требования, которые дают преимущество женскому или мужскому полу, представителям определенной расы, цвета кожи (кроме случаев, определенных законодательством, и специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола);

– устанавливать требования относительно политических, религиозных и иных убеждений, членства в профсоюзах и иных объединениях граждан, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых и других признаков.

За нарушение этих требований ч. 3 ст. 241 Закона № 270 установлен штраф в 10-кратном размере МЗП, установленной на момент совершения правонарушения. Штраф уплачивается в госбюджет в порядке, определенном КМУ. На сегодня такого утвержденного порядка еще нет, но есть проект постановления КМУ, разработанный Минэкономики и обнародованный на его официальном сайте для обсуждения. Найти этот проект можно на главной странице сайта в разделе «Обговорення проєктів документів» (проект обнародован 07.12.2021). Cогласно проекту данный штраф будут применять органы Гоструда на основании соответствующего распорядительного документа.

С 08.01.2022 вступили в силу изменения, внесенные в ст. 241 Закона № 270. Отметим, что вышеуказанные требования к рекламе о вакансиях были и раньше в законе, и штраф в размере 10 МЗП тоже был предусмотрен, но до внесения изменений штраф нужно было уплачивать в ФСС на случай безработицы и на практике его не применяли. Теперь же штраф следует уплачивать в госбюджет, и органы Гоструда уже готовятся к его применению

Таблица 1. Финансовые санкции за нарушение законодательства о труде.doc
Скачать
Таблица 2. Правила применения финансовых санкций.doc
Скачать
Таблица 3. Административные штрафы за нарушение трудового законодательства.doc
Скачать
Таблица 4. Правила применения админответственности.doc
Скачать
Таблица 5. Уголовная ответственность за несоблюдение норм трудового законодательства.doc
Скачать
Таблица 6. Практические ситуации применения ответственности за нарушение трудового законодательства.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Данные для расчетов»

Все нормы, показатели и предельные размеры – под рукой!

1200 грн. / год

Купить