Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Ответственность за нарушения в сфере использования РРО

11.02.2024 2087 0 1

С 01.08.2023 в связи со вступлением в силу Закона от 30.06.2023 № 3219-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины об особенностях налогообложения в период действия военного положения» (далее – Закон № 3219) поменялись правила привлечения к ответственности за нарушения в сфере применения РРО. В консультации расскажем, какие меры ответственности предусмотрены за различные нарушения в сфере применения РРО, осуществления расчетов, каковы правила «военного» освобождения от штрафов и что именно изменилось с 1 августа текущего года.


Новшества Закона № 3219 в сфере применения ответственности

Рассмотрим, какие изменения в указанной сфере внесены Законом № 3219.

Освобождение от ответственности за период с 01.01.2022 по 01.10.2023.

Законом от 06.07.1995 № 265/95-ВР (далее – Закон № 265) установлено, что при осуществлении расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг субъекты хозяйствования (далее – СХ) должны применять РРО/ПРРО.

Заметим, что обязательное применение РРО/ПРРО с 01.01.2022 было нововведением только для предпринимателей – плательщиков единого налога (далее – ЕН), потому что другие СХ должны были работать с РРО/ПРРО и до этой даты. Исключение было сделано только для единщиков первой группы (п. 296.10 Налогового кодекса, далее – НК).

За проведение расчетных операций без применения РРО/ПРРО Законом № 265 предусмотрены штрафные санкции.

С началом войны в Закон № 265 были внесены изменения, в соответствии с которыми временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, санкции за нарушение требований Закона № 265 не применяются, кроме санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров (п. 12 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265).

И многие предприниматели в 2022 году спокойно работали без РРО/ПРРО.

Но затем налоговики начали говорить, что штрафовать за этот период будут после окончания военного положения (см., например, ОИР, категория 109.18, разъяснение переведено в недействительные; письмо ГНС от 13.12.2022 № 16673/6/99-00-07-04-01-06). К такому выводу налоговики пришли из-за не совсем удачной формулировки п. 12. И это очень смутило предпринимателей, поскольку штрафы значительные.

Точка в этом вопросе была поставлена Законом № 3219.

Так, в новой редакции п. 12 разд. ІІ Закона № 265 четко сказано, что СХ освобождаются от ответственности за нарушения требований Закона № 265, совершенные ими в период с 1 января 2022 до 1 октября 2023 года, кроме ответственности за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров, осуществление деятельности по купле/продаже иностранной валюты, деятельности в сфере организации и проведения азартных игр.

Итак, во-первых, «безответственный» период начинается с 01.01.2022, а не с 24.02.2022, а во-вторых, СХ освобожден от ответственности не на период военного положения, а за нарушения, допущенные в этот период.

Поэтому если начиная с 01.01.2022 вы не осуществляли виды деятельности, указанные в п. 12 после слова «кроме», то штрафов за непроведение расчетных операций через РРО/ПРРО у вас не будет.

Также напомним, что не будут штрафовать за неведение в указанный период товарного учета тех предпринимателей, для которых ведение такого учета обязательно, поскольку штраф за такое нарушение предусмотрен также Законом № 265 (ст. 20).

Ответственность СХ на определенных территориях.

Раздел II «Заключительные положения» Закона № 265 дополнен п. 14, где указано, что начиная с 1 октября 2023 года СХ освобождаются от ответственности за нарушения требований Закона № 265 (кроме нарушений порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров), совершенные ими при продаже товаров, оказании услуг:

  • на временно оккупированных РФ территориях Украины – по дату завершения временной оккупации соответствующих территорий;
  • территориях активных боевых действий – по дату завершения боевых действий на соответствующих территориях;
  • территориях возможных боевых действий – по дату прекращения возможности боевых действий на соответствующих территориях.

К сведению! Даты завершения боевых действий, даты завершения временной оккупации, даты прекращения возможности боевых действий определяются в соответствии с данными Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или которые временно оккупированы РФ (утвержден приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины от 22.12.2022 № 309).

Новые размеры штрафа для предпринимателей – плательщиков ЕН.

Раздел ІІ «Заключительные положения» Закона № 265 дополнен п. 15, где указано, что в период с 1 августа 2023 года по 31 июля 2025 года, но не позднее чем до даты прекращения или отмены военного положения на территории Украины к предпринимателям, которые являются плательщиками ЕН и не зарегистрированы плательщиками НДС, которые осуществляют деятельность по продаже товаров или предоставлению услуг, применяется ответственность, установленная п. 1 ст. 17 Закона № 265 за такие нарушения, как:

  • проведение расчетных операций с использованием РРО/ПРРО или расчетных книжек на неполную сумму стоимости проданных товаров (оказанных услуг);
  • непроведение расчетных операций через РРО/ПРРО с фискальным режимом работы;
  • невыдача (в бумажной и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции или проведение ее без использования расчетной книжки на отдельном хозяйственном объекте такого СХ.

Штрафы за такие нарушения для вышеназванных СХ в этот период составляют:

  • 25 % стоимости проданных с такими нарушениями товаров (работ, услуг) – за нарушение, совершенное впервые;
  • 50 % стоимости проданных с такими нарушениями товаров (работ, услуг) – за каждое последующее нарушение.

Для сравнения. Напомним, что обычные штрафы за вышеперечисленные нарушения составляют 100 % и 150 % стоимости проданных с такими нарушениями товаров (работ, услуг) соответственно. Подробнее о размерах штрафов в обычных условиях см. ниже в табл. 1.

Но заметим, что уменьшенные размеры штрафов не применяются к предпринимателям – плательщикам ЕН, которые осуществляют продажу:

  • подакцизных товаров;
  • технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  • лекарственных средств, изделий медицинского назначения;
  • ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.

Таких плательщиков будут штрафовать по обычным ставкам (100 % и 150 %).

Далее рассмотрим, какие меры ответственности установлены для нарушителей порядка применения РРО и проведения расчетов.

Виды ответственности и размеры штрафов

За нарушение порядка применения РРО и проведения расчетов к СХ применяется:

  • финансовая ответственность, которая налагается на СХ;
  • административная ответственность, к которой привлекаются должностные лица предприятий, а также физлица-предприниматели.

Финансовая ответственность

Финансовая ответственность применяется на основании ст. 17 Закона № 265.

Для удобства информацию об этом виде ответственности приведем в табл. 1.

Таблица 1. Финансовые санкции за нарушения в сфере применения РРО

№ п/п

Суть правонарушения

Размер санкции

Норма Закона
№ 265

1

2

3

4

1

Установление в ходе проверки фактов:

– проведения расчетных операций с использованием РРО, программных РРО (далее – ПРРО) или расчетных книжек (далее – РК) на неполную сумму стоимости проданных товаров (оказанных услуг);

– непроведение расчетных операций через РРО и/или ПРРО с фискальным режимом работы;

– невыдача (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования РК на отдельном хозяйственном объекте такого СХ

100 % стоимости проданных
с нарушениями товаров
(работ, услуг) –
за нарушение,
совершенное впервые.

150 % указанной стоимости –
за каждое последующее
нарушение

П. 1 ст. 17

2

1. Осуществление расчетных операций:

– без использования РК и/или книги учета расчетных операций (далее – КУРО) в случаях, когда необходимость их использования предусмотрена законом;

– с использованием незарегистрированной надлежащим образом РК и/или КУРО.

2. Нарушение установленного порядка использования КУРО/РК.

3. Нехранение РК и/или КУРО в течение установлен-ного законом срока

50 НМДГ
(850 грн)

П. 3 ст. 17

3

Нераспечатывание или несоздание контрольной ленты в электронной форме на РРО, выявление искажения данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на такой контрольной ленте

30 НМДГ
(510 грн)

П. 5 ст. 17

4

Проведение расчетных операций через РРО и/или ПРРО без использования режима программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТВЭД, цены товара и учета его количества

300 НМДГ
(5 100 грн)

П. 7 ст. 17

5

1. Нарушение установленного п. 1 ст. 9 Закона № 265 порядка проведения расчетов (при торговле продукцией собственного производства) через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций в установленном порядке.

2. Нарушение порядка оформления расчетных и отчетных документов при продаже проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте

20 НМДГ

(340 грн)

П. 8 ст. 17

6

Применение при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя

300 НМДГ
(5 100 грн)

П. 9 ст. 17

7

Неподача в контролирующие органы отчетности, связанной с применением РРО, РК и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с РРО через проводные или беспроводные каналы связи в случае обязательности ее подачи

30 НМДГ

(510 грн)

П. 10 ст. 17

8

Реализация товаров, которые не учтены в установленном порядке, и/или неподача СХ в ходе проверки документов, подтверждающих учет товаров, находящихся в месте продажи (на хозяйственном объекте)*

В размере стоимости товаров,
которые не учтены в установленном
порядке, по ценам реализации,
но не менее
10 НМДГ (170 грн)

Ст. 20

* Штраф не применяется к физлицам-предпринимателям, которые уплачивают единый налог и не зарегистрированы плательщиками НДС, кроме тех, кто осуществляет деятельность по реализации технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.

Согласно ст. 15 Закона № 265 штрафы за нарушения в сфере применения РРО налагают органы ГНС по результатам документальных и фактических проверок, проводимых в соответствии с нормами НК.

Уплатить штраф следует в течение 10 календарных дней со дня вынесения решения о применении санкции (ст. 25 Закона № 265). В течение этого же срока можно обжаловать вынесенное решение.

Административная ответственность

Административная ответственность в сфере применения РРО и наличных расчетов установлена КУоАП.

Для удобства информацию об этом виде ответственности приведем в табл. 2.

Таблица 2. Меры административного воздействия за нарушения в сфере расчетов

№ п/п

Суть правонарушения

Размер санкции

Норма КУоАП

1

2

3

4

1

Нарушение установленного законом порядка осуществления расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг

Для лиц, осуществляющих расчетные операции:

– за первое нарушение – от 2 до 5 НМДГ (от 34 до 85 грн);

– за повторное нарушение в течение года – от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн).

Для должностных лиц предприятия:

– за первое нарушение – от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн);

– за повторное нарушение в течение года – от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн)

Ч. 1, 2
ст. 1551

2

Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в т. ч.:

– превышение предельных сумм расчетов наличными;

– несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств

Для физлица-предпринимателя, должностных лиц юрлица:

– за первое нарушение в течение года –
от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн),

– за повторное нарушение в течение года – от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн)

Ст. 16315

3

Сдача выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, реализующими товары за наличные, с нарушением сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций

Для лиц, ответственных за сдачу выручки:

– за первое нарушение – от 17 до 88 НМДГ (от 289 до 1 496 грн);

– за повторное нарушение в течение года – от 43 до 175 НМДГ (от 731 до 2 975 грн)

Ст. 1644

Налагать административные штрафы, перечисленные в табл. 2, уполномочены следующие органы:

  • на основании ст. 1551 КУоАП – суды (ст. 221 КоУАП), админпротоколы по таким делам составляют органы ГНС (ст. 255 КУоАП);
  • на основании ст. 16315 КУоАП – органы ГНС (ст. 2342 КУоАП);
  • на основании ст. 1644 КУоАП – органы Национальной полиции (ст. 222 КУоАП).

При наложении админштрафов должны соблюдаться сроки давности, установленные ст. 38 КУоАП. Так, штрафы, предусмотренные:

  • ст. 16315 и 1644 КУоАП, могут быть применены не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его выявления (ч. 1 ст. 38 КУоАП);
  • ст. 1551 КУоАП – не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее трех месяцев со дня его выявления (ч. 2 ст. 38 КУоАП).

Напомним, согласно п. 111.5 НК длящееся правонарушение – это непрерывное невыполнение норм НК налогоплательщиком, который совершил определенные действия или допустил бездействие и не совершал дальнейших действий по его устранению до момента выявления такого правонарушения контролирующим органом. На практике суды считают непроведение расчетов через РРО разовым правонарушением. Следовательно, админштраф на основании ст. 1551 КУоАП может быть наложен не позднее трех месяцев с момента проведения такого расчета с нарушением (см., например, постановление Машевского районного суда Полтавской обл. от 30.01.2023, ЕГРСР, рег. № 108657580; постановление Киевского районного суда г. Полтавы от 29.03.2023, ЕГРСР, рег. № 109881830).

Обратите внимание! В отличие от финансовой ответственности, на период действия военного положения нет освобождения от административных штрафов, а также нет никаких льгот для отдельных категорий СХ.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Данные для расчетов»

Все нормы, показатели и предельные размеры – под рукой!

1200 грн. / год

Купить