Финансовая отчетность – 2022: состав и сроки подачи
Большой справочник бухгалтера: нужные цифры для работы в 2022 году
Годовая финансовая отчетность за 2022 год
Финансовая отчетность сельхозпредприятия за 2022 год: особенности составления и представления
Состав, порядок и сроки подачи финансовой отчетности предприятиями установлены Законом от 16.07.1999 № 996-XIV и Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419 (далее - Закон № 996 и Порядок № 419). Рассмотрим подробнее эти вопросы в консультации. Финотчетность бюджетных учреждений и банков здесь не освещается.
Виды финотчетности
Согласно ст. 11 Закона № 996 все предприятия обязаны составлять финотчетность на основании данных бухучета.
Таблица 1. Классификация финотчетности
№ п/п |
Критерии классификации финотчетности |
Вид финотчетности и пояснения |
1 |
2 |
3 |
1 |
Периодичность составления |
Годовая |
Промежуточная (I квартал, первое полугодие, девять месяцев) |
||
2 |
Правила составления |
Согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета (далее – НП(С)БУ) |
Согласно международным стандартам финансовой отчетности (далее – МСФО) |
||
Согласно НП(С)БУ в государственном секторе (составляют только субъекты госсектора, п. 2 Порядка № 419) |
||
3 |
Объем информации |
Обычная (отражаются только показатели конкретного предприятия) |
Консолидированная (содержит показатели общего имущественного состояния и результатов деятельности группы предприятий) |
Пользователи финотчетности
Финотчетность (в т. ч. консолидированная), составленная как по национальным, так и по международным стандартам бухучета, подается (ч. 5 ст. 121, ч. 1 ст. 14 Закона № 996; п. 2 Порядка № 419):
- органам, к сфере управления которых относится предприятие;
- трудовым коллективам по их требованию;
- собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами;
- другим органам и пользователям, в частности органам государственной статистики и ГНС, – согласно законодательству. Обратите внимание! В налоговый орган финотчетность подают только плательщики налога на прибыль – в составе декларации по этому налогу (далее – декларация), неприбыльные организации – в составе отчета об использовании доходов (прибылей) (далее – отчет), а также плательщики части чистой прибыли (дохода) и госдивидендов – в составе расчета по этим платежам (далее – расчет ЧЧПД) (п. 46.2 НК);
- в центр сбора финотчетности. Туда подается только МСФО-отчетность (в т. ч. консолидированная), составленная на основе таксономии финотчетности по МСФО в едином электронном формате, определенном Минфином. При этом операционное управление центром сбора финотчетности осуществляет НКЦБФР в целях обеспечения доступа органов госвласти, других органов и пользователей к представленной предприятиями финансовой и консолидированной финотчетности.
Формы финотчетности
Количество и наименование форм финотчетности, которые обязано составить и подать предприятие, зависит от его размерной категории, определенной на основании ч. 2 ст. 2 Закона № 996 (см. подробнее в материале «Как определить категорию предприятия для целей бухучета»), и налогового статуса.
Приведем в табл. 2 действующие формы финотчетности, утвержденные НП(С)БУ согласно ч. 3–5 ст. 11 Закона № 996 (кроме банков и бюджетных учреждений, которые имеют свои формы).
Таблица 2. Формы финансовой отчетности
№ п/п |
Категория предприятия |
Формы финотчетности |
Нормативный акт, |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Крупные и средние предприятия1 |
Формы № 1, № 2, № 3 (или № 3-н), № 4; |
|
приказ Минфина от 29.11.2000 № 302 |
|||
2 |
Малое предприятие1, 5 (кроме единщиков третьей группы) |
||
3 |
Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности5, 6 |
||
4 |
Микропредприятие1, 5 |
||
5 |
Непредпринимательское общество5, 7 |
||
6 |
Плательщики единого налога третьей группы5 |
||
1 Размерная категория предприятия согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 996.2 Если предприятие обязано подавать консолидированную отчетность (см. табл. 3 ниже).3 Форма не применяется представительствами иностранных субъектов хоздеятельности, малыми и микропредприятиями, непредпринимательскими обществами, предприятиями – единщиками третьей группы и предприятиями, которые в соответствии с законодательством составляют финотчетность по МСФО (п. 44.2 НК, ч. 3 ст. 11 Закона № 996, Приказ № 302, п. 2 НП(С)БУ 25, п. 2 НП(С)БУ 29). Предприятия, которые составляют отчетность по МСФО, подают примечания в произвольной форме.4 Составляют предприятия, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность или занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг) либо в отношении продукции (товаров, работ, услуг) которых до начала отчетного года принято решение о госрегулировании цен, в т. ч. предприятия, которые занимаются производством, транспортировкой, поставкой тепловой энергии и оказывают услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению (п. 2 НП(С)БУ 29).5 Имеют право при желании подавать финотчетность по формам № 1–4, № 1-к–4-к (п. 2 разд. I НП(С)БУ 1).6 Представительство иностранного субъекта хоздеятельности (далее – иностранное представительство) – это учреждение или лицо, которое представляет интересы иностранного субъекта хоздеятельности в Украине и имеет на это надлежащим образом оформленные полномочия (ст. 1 Закона № 959). Для целей обложения налогом на прибыль выделяют постоянное представительство нерезидента (пп. 14.1.193 НК).7 С 1 января 2018 года в Законе № 996 вместо термина «неприбыльная организация» используется термин «непредпринимательское общество». Согласно ст. 85 ГК непредпринимательским считается общество, которое не имеет целью получение прибыли для ее последующего распределения между участниками. Обществом является организация, созданная путем объединения лиц (участников), имеющих право на участие в этом обществе (ч. 2 ст. 83 ГК). Мы считаем, что определение непредпринимательского общества из ГК отвечает налоговому определению термина «неприбыльное предприятие, учреждение, организация», приведенному в пп. 14.1.121 НК. |
Состав и сроки подачи финотчетности
Предприятия обязаны в определенный срок подавать финотчетность пользователям, установленным законодательством (см. таблицы 3–5).
Таблица 3. Порядок подачи финотчетности, составленной по НП(С)БУ (кроме консолидированной)
№ п/п |
Категория предприятия |
Промежуточная финотчетность |
Годовая финотчетность |
||
Органы статистики |
Налоговый орган (п. 46.2, 49.18 НК) |
Органы статистики |
Налоговый орган (п. 46.2, 49.18 НК) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Средние1 |
Не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом – формы № 1 и № 22 |
В течение |
Не позднее Не позднее |
Не позднее |
1 Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 996.2 Абзац пятнадцатый п. 2, абзац пятый п. 5 Порядка № 419.3 В случае, если декларация подается ежеквартально согласно пп. 134.1.1 НК.4 Абзац шестой п. 5 Порядка № 419.5 Абзац второй п. 5 Порядка № 419.6 Абзац четвертый п. 5 Порядка № 419.7 Согласно абзацу второму п. 5 Порядка № 419 формы № 1 и № 2 должны быть поданы налоговому органу не позднее 28 февраля следующего за отчетным года. В то же время в абзаце четырнадцатом п. 2 и абзаце шестом п. 5 Порядка № 419 сказано, что промежуточная и годовая финотчетность подается налоговому органу в сроки, предусмотренные НК. Во избежание возможных недоразумений рекомендуем плательщикам, которые будут подавать годовую декларацию по налогу на прибыль в последний день (1 марта), представить финотчетность в органы статистики и ГНС через «Единое окно» не позднее 28 февраля. |
|||||
2 |
Иностранные представительства |
№ 1-м, № 2-м |
В течение 40 к. д, |
Не позднее |
Не позднее |
3 |
Малые2 |
№ 1-м, № 2-м |
В течение 40 к. д., |
Не позднее |
Не позднее |
4 |
Микропредприятия2 |
№ 1-мс, № 2-мс |
В течение 40 к. д., |
Не позднее |
Не позднее |
1 В случае, если декларация подается ежеквартально согласно пп. 134.1.1 НК.2 Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 996.3 Абзац первый п. 5 Порядка № 419. |
|||||
5 |
Непредпринимательские общества |
№ 1-мс, № 2-мс |
Не подается |
Не позднее |
Не позднее |
6 |
Плательщики единого налога третьей группы |
№ 1-мс, № 2-мс |
Не подается |
Не позднее |
Не подается |
1 Абзац первый п. 5 Порядка № 419.2 Обратите внимание! Нормами пп. 2 п. 2 разд. I НП(С)БУ 25, ч. 3 ст. 11 Закона № 996 и абзаца шестнадцатого п. 2 Порядка № 419 прямо установлено, что непредпринимательские общества (кроме тех, кто обязан составлять финотчетность по международным стандартам) должны составлять сокращенную по показателям финотчетность в составе баланса и отчета о финрезультатах по формам № 1-мс и № 2-мс. Однако налоговики считают, что неприбыльные предприятия к отчету за год должны прилагать формы финотчетности в зависимости от размерной категории предприятия согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 996 – см., например, ОИР, категория 102.20.02. В соответствии с этим разъяснением неприбыльные учреждения и организации (кроме тех, кто подпадает под критерии малых и микропредприятий, бюджетных учреждений) должны подавать вместе с отчетом формы № 1–5. А неприбыльные учреждения, организации, подпадающие под критерии малых или микропредприятий, подают формы № 1-м, № 2-м или № 1-мс, № 2-мс. |
Таблица 4. Порядок подачи финотчетности, составленной по МСФО (ч. 2 ст. 121 Закона № 996, п. 2 Порядка № 419)
№ п/п |
Категория предприятия |
Промежуточная финотчетность |
Годовая финотчетность за 2022 (2023) год |
||||
Органы статистики |
Центр сбора финотчетности |
Налоговый орган |
Органы статистики |
Центр сбора финотчетности |
Налоговый орган |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Предприятия, представляющие общественный интерес (ст. 1 Закона № 996)1 |
Не позднее 30-го числа месяца, |
В течение 40 к. д., следующих за отчетным кварталом, в составе декларации, расчета ЧЧПД – формы № 1 и № 25 |
Не позднее 28 февраля 2022 (2023) года – формы № 1 и № 22 |
Не позднее сроков обнародования (в зависимости от категории предприятия, см. табл. 6) – до 30 апреля 2022 (2023) года, до 1 июня 2022 (2023) года3 – полный комплект финотчености4 |
Не позднее 1 марта 2022 (2023) года6 в составе декларации, расчета ЧЧПД – формы № 1 и № 22. Не позднее 10 июня 2022 (2023) года – формы № 1–4 вместе с примечаниями и аудиторским отчетом5 |
|
2 |
Кредитные союзы |
||||||
3 |
Публичные акционерные общества (далее – ПАО) |
||||||
4 |
Субъекты хозяйствования (далее – СХ), которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях |
||||||
5 |
Предприятия, осуществляющие виды хоздеятельности, перечисленные в п. 2 Порядка № 419 |
||||||
1 Это предприятия – эмитенты ценных бумаг (далее – ЦБ), ЦБ которых допущены к торгам на регулируемом рынке капитала или по ЦБ которых осуществлено публичное предложение; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ), другие финучреждения (кроме финучреждений и НПФ, которые относятся к малым и микропредприятиям); крупные предприятия согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 996.2 Абзац второй п. 5 Порядка № 419.3 Абзац третий п. 5 Порядка № 419.4 МСФО-отчетность подается в центр сбора финотчетности на основе таксономии такой отчетности в едином электронном формате, определенном Минфином.5 Как разъясняет ГНС (ОИР, категория 102.20.02), плательщики налога на прибыль, составляющие финотчетность по МСФО (кроме тех плательщиков, которые в соответствии с Законом № 996 обязаны обнародовать годовую финотчетность, в т. ч. консолидированную), представляют в налоговый орган вместе с декларацией промежуточную и годовую финотчетность:– за налоговые (отчетные) периоды квартал, полугодие, три квартала могут подать полный или сокращенный комплект. При этом сокращенный комплект включает как минимум: Отчет о финансовом состоянии (Баланс); Отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе (Отчет о финансовых результатах);– за годовой налоговый (отчетный) период – полный комплект.Плательщики налога на прибыль, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским отчетом, представляют в органы ГНС вместе с декларацией:– за налоговые (отчетные) периоды квартал, полугодие, три квартала – Отчет о финансовом состоянии (Баланс) и отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе (Отчет о финансовых результатах);– за годовой налоговый (отчетный) период – Отчет о финансовом состоянии (Баланс) и Отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе (Отчет о финансовых результатах), составленные до проверки финотчетности аудитором.Финотчетность за отчетный год вместе с аудиторским отчетом подается в контролирующий орган не позднее 10 июня следующего за отчетным года. При этом она включает: Отчет о финансовом состоянии (Баланс); Отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе (Отчет о финансовых результатах); Отчет о движении денежных средств; Отчет о собственном капитале; Примечания к годовой финансовой отчетности.6 Согласно абзацу второму п. 5 Порядка № 419 формы № 1 и № 2 должны быть поданы налоговому органу не позднее 28 февраля следующего за отчетным года. В то же время в абзаце четырнадцатом п. 2 и абзаце шестом п. 5 Порядка № 419 сказано, что промежуточная и годовая финотчетность подается предприятиями налоговому органу в сроки, предусмотренные НК. Во избежание возможных недоразумений рекомендуем плательщикам, которые будут подавать годовую декларацию по налогу на прибыль в последний день (1 марта), представить финотчетность в органы статистики и ГНС через «Единое окно» не позднее 28 февраля. |
На заметку! Предприятия, не указанные в табл. 4, также могут применять международные стандарты для составления финотчетности, но только если сочтут это целесообразным (ч. 3 ст. 121 Закона № 996).
Таблица 5. Порядок подачи консолидированной финотчетности (в т. ч. финотчетности, составленной по МСФО)
№ п/п |
Категория предприятия |
Промежуточная финотчетность |
Годовая финотчетность за 2022 (2023) год |
||||
Органы статистики |
Центр сбора финотчетности |
Налоговый орган |
Органы статистики |
Центр сбора финотчетности |
Налоговый орган |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Предприятия, которые контролируют другие предприятия (материнские предприятия)1 |
Не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала2 – формы № 1-к, № 2-к3 |
Не подается4 |
Не позднее сроков обнародования финотчетности2 – до 30 апреля 2022 (2023) года, до 1 июня 2023 (2023) года, в зависимости от категории предприятия (см. табл. 6) – полный комплект финотчетности3 |
Не подается4 |
||
2 |
Объединения предприятий в отношении предприятий, входящих в их состав (если это предусмотрено учредительными документами объединений предприятий в соответствии с законодательством) |
||||||
1 Такие предприятия (кроме предприятий, представляющих общественный интерес, см. ст. 1 Закона № 996), могут не подавать консолидированную финотчетность, если вместе с контролируемыми предприятиями их показатели на дату составления годовой финотчетности не превышают двух из следующих критериев:– балансовая стоимость активов – до 4 млн евро;– чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 8 млн евро;– среднее количество работников – до 50 человек (ч. 1 ст. 12 Закона № 996).2 Согласно п. 11 Порядка № 419. Финотчетность в эти же сроки подается также собственникам (учредителям).3 МСФО-отчетность подается в центр сбора финотчетности на основе таксономии такой отчетности в едином электронном формате, определенном Минфином.4 Согласно разъяснению ГНС (ОИР, категория 102.20.02). |
Какая дата считается датой представления отчетности?
В соответствии с п. 4 Порядка № 419 датой представления финотчетности считается:
- день фактической передачи финотчетности по принадлежности, а в случае отправки ее по почте – дата получения отчетности адресатом, указанная на штемпеле предприятия связи, обслуживающего адресата;
- дата получения электронного сообщения о ее получении центром сбора финотчетности, если финотчетность подается в едином электронном формате.
На заметку! Если дата подачи отчетности приходится на нерабочий день, срок подачи переносится на первый после выходного день (п. 10 Порядка № 419). |
Обнародование финотчетности
Предприятия, указанные в ч. 2 ст. 14 Закона № 996, обязаны обнародовать свою годовую финотчетность (в т. ч. консолидированную) вместе с соответствующими аудиторскими отчетами на своей веб-странице или веб-сайте (в полном объеме) или иным способом в случаях, определенных законодательством.
Финотчетность обнародуется в формате, исключающем возможность внесения в нее изменений другими пользователями, а также в едином электронном формате, определенном Минфином, на основе таксономии финотчетности по МСФО (абзац восемнадцатый п. 2 Порядка № 419).
К сведению! Приказом Минфина от 12.11.2021 № 595 утвержден перевод таксономии финотчетности по МСФО за 2021 год. |
Имейте в виду! Вместе с финотчетностью обнародованию подлежат также отчет об управлении (в т. ч. консолидированный) и отчет о платежах в пользу государства (в т. ч. консолидированный), составление которых предусмотрено п. 2, 7 ст. 11 Закона № 996, но которые финотчетностью не являются.
Таблица 6. Сроки обнародования финотчетности (в т. ч. консолидированной) за 2022 год
№ п/п |
Предприятия, которые обязаны обнародовать финотчетность (ч. 2 ст. 14 Закона № 996) |
Сроки обнародования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Предприятия – эмитенты ЦБ, ЦБ которых допущены к торгам на регулируемом рынке капитала или в отношении ЦБ которых осуществлено публичное предложение, банки, страховщики, НПФ*, другие финучреждения*, крупные** предприятия*** |
До 30 апреля 2023 года |
2 |
ПАО, субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке и СХ, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях |
|
3 |
Крупные** предприятия, не являющиеся эмитентами ЦБ |
До 1 июня 2023 года |
4 |
Средние** предприятия |
|
5 |
Другие финучреждения и НПФ, которые относятся к малым** и микропредприятиям** |
|
* Кроме других финучреждений и НПФ, которые относятся к малым и микропредприятиям.** Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 996.*** Кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ЦБ. |
Комментарии к материалу