Ответственность операторов рынка
Все операторы рынка обязаны внедрить в процессе деятельности систему анализа опасных факторов и контроля в критических точках (далее – НАССР, от англ. Hazard Analysis and Critical Control Points) и зарегистрировать свои мощности. Это предусмотрено:
- Законом от 23.12.1997 № 771/97-ВР «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» (далее – Закон № 771), который регулирует права и обязанности операторов рынка, процедурные вопросы внедрения системы НАССР и особенности регистрации мощностей;
- Законом от 18.05.2017 № 2042-VIII «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровья и благополучия животных» (далее – Закон № 2042), который касается контроля и проверок соблюдения операторами рынка норм указанного законодательства и устанавливает ответственность за их нарушение;
- приказом Минагрополитики от 10.02.2016 № 39, который определяет процедуру регистрации мощностей.
Оператор рынка – это субъект хозяйствования, который проводит деятельность с целью или без цели получения прибыли, в управлении которого находятся мощности, на которых осуществляется первичное производство, реализация и/или оборот пищевых продуктов/других объектов санитарных мероприятий. Кроме того, к операторам рынка относятся агропродовольственный рынок, физические лица, осуществляющие деятельность с целью или без цели получения прибыли и занимающиеся производством и/или оборотом пищевых продуктов или других объектов санитарных мероприятий (ст. 1 Закона № 771).
Сельхозтоваропроизводители также являются операторами рынка, ведь они имеют здания, оборудование и другие средства, земельные участки, на которых осуществляется первичное производство пищевых продуктов (выращиваются сельхозкультуры).
Размер штрафов установлен исходя из минимальной заработной платы (далее – МЗП), которая в этом году с 1 января составляет 7 100 грн, с 1 апреля – 8000 грн. (см. таблицу) (ч. 1 ст. 65 Закона № 2042).
Размер основных штрафов, предусмотренных Законом № 2042 для операторов рынка в 2024 году
№ |
Суть правонарушения |
Размер штрафа с 1 января |
Размер штрафа |
||
для юрлиц |
для физлиц-пред- |
для юрлиц |
для физлиц-пред- |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Нарушение установленных законодательством гигиенических требований к производству и/или обороту пищевых продуктов или кормов, если это создает угрозу для жизни и/или здоровья человека либо животного |
10 МЗП |
6 МЗП |
10 МЗП |
6 МЗП |
2 |
Производство и/или оборот пищевых продуктов либо кормов с использованием незарегистрированной мощности, если обязательность ее государственной регистрации установлена законом* |
20 МЗП |
11 МЗП |
20 МЗП |
11 МЗП |
3 |
Производство, хранение пищевых продуктов или кормов без получения эксплуатационного разрешения на соответствующую мощность, если обязательность его получения установлена законом* |
30 МЗП |
20 МЗП |
30 МЗП |
20 МЗП |
4 |
Невыполнение определенной законом обязанности относительно введения на мощностях постоянно действующих процедур, основанных на принципах HACCP* |
30 МЗП |
15 МЗП |
30 МЗП |
15 МЗП |
5 |
Реализация пищевых продуктов или кормов, маркировка которых не соответствует законодательству, если это создает угрозу для жизни и/или здоровья человека либо животного |
30 МЗП |
20 МЗП |
30 МЗП |
20 МЗП |
6 |
Нарушение требований относительно обеспечения прослеживаемости, предусмотренных законодательством о пищевых продуктах и кормах* |
8 МЗП (56 800 грн) |
5 МЗП (35 500 грн) |
8 МЗП (64 000 грн) |
5 МЗП (40 000 грн) |
7 |
Невыполнение обязанности относительно отозвания или изъятия из оборота опасных пищевых продуктов или кормов |
35 МЗП |
30 МЗП |
35 МЗП |
30 МЗП |
* В случае совершения правонарушения впервые за последние три года государственный инспектор выдаст предписание об устранении нарушения без оформления протокола со штрафом (ч. 2 ст. 65 Закона № 2042). |
|||||
8 |
Использование, реализация незарегистрированных объектов санитарных мероприятий или кормовых добавок, если обязательность их государственной регистрации установлена законом* |
18 МЗП |
12 МЗП |
18 МЗП |
12 МЗП |
9 |
Предложение к реализации или реализация непригодных пищевых продуктов или кормов* |
25 МЗП |
17 МЗП |
25 МЗП |
17 МЗП |
10 |
Непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление недостоверной информации по требованию должностного лица компетентного органа или его территориального органа |
5 МЗП |
3 МЗП |
5 МЗП |
3 МЗП |
11 |
Отказ в допуске должностного лица компетентного органа или его |
10 МЗП |
7 МЗП |
10 МЗП |
7 МЗП |
12 |
Невыполнение, несвоевременное выполнение решения главного государственного инспектора (главного государственного ветеринарного инспектора) о временном прекращении производства и/или оборота пищевых продуктов и/или кормов |
50 МЗП |
40 МЗП |
50 МЗП |
40 МЗП |
13 |
Невыполнение, несвоевременное выполнение законных требований (предписаний) должностного лица компетентного органа, его территориального органа относительно устранения нарушений Закона № 2042, законодательства о пищевых продуктах и кормах |
8 МЗП (56 800 грн) |
5 МЗП (35 500 грн) |
8 МЗП (64 000 грн) |
5 МЗП (40 000 грн) |
* В случае совершения правонарушения впервые за последние три года государственный инспектор выдаст предписание об устранении нарушения без оформления протокола со штрафом (ч. 2 ст. 65 Закона № 2042). |
Комментарии к материалу