Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Ответственность операторов рынка

18.01.2021 424 0 0

Все операторы рынка обязаны внедрить в процессе деятельности систему анализа опасных факторов и контроля в критических точках (далее – НАССР, от англ. Hazard Analysis and Critical Control Points) и зарегистрировать свои мощности. Это предусмотрено:

  • Законом от 23.12.97 г. № 771/97-ВР «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» (далее – Закон № 771), который регулирует права и обязанности операторов рынка, процедурные вопросы внедрения системы НАССР и особенности регистрации мощностей;
  • Законом от 18.05.17 г. № 2042-VIII «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровья и благополучия животных» (далее – Закон № 2042), который касается контроля и проверок соблюдения операторами рынка норм указанного законодательства и устанавливает ответственность за их нарушение;
  • приказом Минагрополитики от 10.02.16 г. № 39, который определяет процедуру регистрации мощностей.

Оператор рынка – это субъект хозяйствования, который проводит деятельность с целью или без цели получения прибыли, в управлении которого находятся мощности, на которых осуществляется первичное производство, реализация и/или оборот пищевых продуктов/других объектов санитарных мероприятий. Кроме того, к операторам рынка относятся агропродовольственный рынок, физические лица, осуществляющие деятельность с целью или без цели получения прибыли и занимающиеся производством и/или оборотом пищевых продуктов или других объектов санитарных мероприятий (ст. 1 Закона № 771).

Сельхозтоваропроизводители также являются операторами рынка, ведь они имеют здания, оборудование и другие средства, земельные участки, на которых осуществляется первичное производство пищевых продуктов (выращиваются сельхозкультуры).

Операторы рынка должны разработать, ввести в действие и практически применять постоянно действующие процедуры, основанные на принципах системы НАССР. Процесс происходил поэтапно, но с 20.09.19 г. это является обязательным для всех, даже самых малых, предприятий, которые работают с продуктами питания.

Операторы рынка, которые занимаются производством и/или хранением пищевых продуктов животного происхождения, должны получать разрешение. А мощности по производству и/или обороту пищевых продуктов, на которые не требуется получения разрешения, подлежат государственной регистрации (ст. 25 Закона № 771). То есть оператор рынка должен получить разрешение на каждую отдельную мощность до начала ее эксплуатации (ч. 3 ст. 23 Закона № 771), а мощности, для которых не установлено его обязательное получение, подлежат регистрации Госпрод­потребслужбой.

Количество разрешений должно соответствовать количеству мощностей, которые имеют разные адреса. То есть разрешение выдается по конкретному адресу. Регистрация мощностей осуществляется бесплатно. Подробно о регистрации мощностей и получении разрешения см. «Система защиты продуктов НАССР и регистрация мощностей: что нужно знать аграрию».

За нарушение Законов № 771, № 2042, а также законодательства о пищевых продуктах и кормах операторы рынка несут ответственность в виде штрафа (ст. 65 Закона № 2042), который налагает инспектор Госпродпотребслужбы.

Напомним, что с 10.12.20 г. прекращено действие моратория на плановые проверки (абзацы первый, второй пп. 6 п. 2 разд. ІІ Закона от 04.12.20 г. № 1071-IX), поэтому к сельхозтоваропроизводителю в период карантина могут прийти с плановой проверкой согласно Закону № 2042. Однако мораторий на плановые проверки также установлен п. 3 разд. II Закона от 17.03.20 г. № 533-IX, и эта норма продолжает действовать.

Важно знать! Мораторий на плановые проверки действует, поэтому к сельхозпроизводителю со средней и незначительной степенью риска не придут с проверкой соблюдения норм Закона № 2042. Но это исключение не касается производителей с высокой степенью риска, к ним имеют право прийти проверяющие. На внеплановые проверки мораторий не распространяется.

Перечень планов проверок госорганами размещен на Инспекционном портале. Подробнее о действии моратория на проверки см. в «Действует ли в 2021 году мораторий на проверки»).

Размер штрафов установлен исходя из минимальной заработной платы (далее – МЗП), которая в этом году составляет 6 000 грн (см. таблицу).

Размер основных штрафов,
предусмотренных Законом № 2042 для операторов рынка в 2021 году


п/п

Суть правонарушения

Размер штрафа

для юрлиц

для физлиц-пред-
принимателей

1

2

3

4

1

Нарушение установленных законодательством гигиенических требований к производству и/или обороту пищевых продуктов или кормов, если это создает угрозу для жизни и/или здоровья человека либо животного

10 МЗП
(60 000 грн)

6 МЗП
(36 000 грн)

2

Производство и/или оборот пищевых продуктов либо кормов с использованием незарегистрированной мощности, если обязательность ее государственной регистрации установлена законом*

20 МЗП
(120 000 грн)

11 МЗП
(66 000 грн)

3

Производство, хранение пищевых продуктов или кормов без получения эксплуатационного разрешения на соответствующую мощность, если обязательность его получения установлена законом*

30 МЗП
(180 000 грн)

20 МЗП
(120 000 грн)

4

Невыполнение определенной законом обязанности относительно введения на мощностях постоянно действующих процедур, основанных на принципах HACCP*

30 МЗП
(180 000 грн)

15 МЗП
(90 000 грн)

5

Реализация пищевых продуктов или кормов, маркировка которых не соответствует законодательству, если это создает угрозу для жизни и/или здоровья человека либо животного

8 МЗП
(48 000 грн)

5 МЗП
(30 000 грн)

6

Нарушение требований относительно обеспечения прослеживаемости, предусмотренных законодательством о пищевых продуктах и кормах*

7

Невыполнение обязанности относительно отозвания или изъятия из оборота опасных пищевых продуктов или кормов

35 МЗП
(210 000 грн)

30 МЗП
(180 000 грн)

* В случае совершения правонарушения впервые за последние три года государственный инспектор выдаст предписание об устранении нарушения без оформления протокола со штрафом (ч. 2 ст. 65 Закона № 2042).

8

Использование, реализация незарегистрированных объектов санитарных мероприятий или кормовых добавок, если обязательность их государственной регистрации установлена законом*

18 МЗП
(108 000 грн)

12 МЗП
(72 000 грн)

9

Предложение к реализации или реализация непригодных пищевых продуктов или кормов*

25 МЗП
(150 000 грн)

17 МЗП
(102 000 грн)

10

Непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление недостоверной информации по требованию должностного лица компетентного органа или его территориального органа

5 МЗП
(30 000 грн)

3 МЗП
(18 000 грн)

11

Отказ в допуске должностного лица компетентного органа или его
территориального органа к осуществлению государственного контроля на основаниях, не предусмотренных законом, или другое препятствие его законной деятельности

10 МЗП
(60 000 грн)

7 МЗП
(42 000 грн)

12

Невыполнение, несвоевременное выполнение решения главного государственного инспектора (главного государственного ветеринарного инспектора) о временном прекращении производства и/или оборота пищевых продуктов и/или кормов

50 МЗП
(300 000 грн)

40 МЗП
(240 000 грн)

13

Невыполнение, несвоевременное выполнение законных требований (предписаний) должностного лица компетентного органа, его территориального органа относительно устранения нарушений Закона № 2042, законодательства о пищевых продуктах и кормах

8 МЗП
(48 000 грн)

5 МЗП
(30 000 грн)

* В случае совершения правонарушения впервые за последние три года государственный инспектор выдаст предписание об устранении нарушения без оформления протокола со штрафом (ч. 2 ст. 65 Закона № 2042).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Данные для расчетов»

Все нормы, показатели и предельные размеры – под рукой!

1200 грн. / год

Купить