Ответственность операторов рынка
Все операторы рынка обязаны внедрить в процессе деятельности систему анализа опасных факторов и контроля в критических точках (далее – НАССР, от англ. Hazard Analysis and Critical Control Points) и зарегистрировать свои мощности. Это предусмотрено:
- Законом от 23.12.97 г. № 771/97-ВР «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» (далее – Закон № 771), который регулирует права и обязанности операторов рынка, процедурные вопросы внедрения системы НАССР и особенности регистрации мощностей;
- Законом от 18.05.17 г. № 2042-VIII «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровья и благополучия животных» (далее – Закон № 2042), который касается контроля и проверок соблюдения операторами рынка норм указанного законодательства и устанавливает ответственность за их нарушение;
- приказом Минагрополитики от 10.02.16 г. № 39, который определяет процедуру регистрации мощностей.
Оператор рынка – это субъект хозяйствования, который проводит деятельность с целью или без цели получения прибыли, в управлении которого находятся мощности, на которых осуществляется первичное производство, реализация и/или оборот пищевых продуктов/других объектов санитарных мероприятий. Кроме того, к операторам рынка относятся агропродовольственный рынок, физические лица, осуществляющие деятельность с целью или без цели получения прибыли и занимающиеся производством и/или оборотом пищевых продуктов или других объектов санитарных мероприятий (ст. 1 Закона № 771).
Сельхозтоваропроизводители также являются операторами рынка, ведь они имеют здания, оборудование и другие средства, земельные участки, на которых осуществляется первичное производство пищевых продуктов (выращиваются сельхозкультуры).
Операторы рынка должны разработать, ввести в действие и практически применять постоянно действующие процедуры, основанные на принципах системы НАССР. Процесс происходил поэтапно, но с 20.09.19 г. это является обязательным для всех, даже самых малых, предприятий, которые работают с продуктами питания.
Операторы рынка, которые занимаются производством и/или хранением пищевых продуктов животного происхождения, должны получать разрешение. А мощности по производству и/или обороту пищевых продуктов, на которые не требуется получения разрешения, подлежат государственной регистрации (ст. 25 Закона № 771). То есть оператор рынка должен получить разрешение на каждую отдельную мощность до начала ее эксплуатации (ч. 3 ст. 23 Закона № 771), а мощности, для которых не установлено его обязательное получение, подлежат регистрации Госпродпотребслужбой.
Количество разрешений должно соответствовать количеству мощностей, которые имеют разные адреса. То есть разрешение выдается по конкретному адресу. Регистрация мощностей осуществляется бесплатно. Подробно о регистрации мощностей и получении разрешения см. «Система защиты продуктов НАССР и регистрация мощностей: что нужно знать аграрию».
За нарушение Законов № 771, № 2042, а также законодательства о пищевых продуктах и кормах операторы рынка несут ответственность в виде штрафа (ст. 65 Закона № 2042), который налагает инспектор Госпродпотребслужбы.
Напомним, что с 10.12.20 г. прекращено действие моратория на плановые проверки (абзацы первый, второй пп. 6 п. 2 разд. ІІ Закона от 04.12.20 г. № 1071-IX), поэтому к сельхозтоваропроизводителю в период карантина могут прийти с плановой проверкой согласно Закону № 2042. Однако мораторий на плановые проверки также установлен п. 3 разд. II Закона от 17.03.20 г. № 533-IX, и эта норма продолжает действовать.
Важно знать! Мораторий на плановые проверки действует, поэтому к сельхозпроизводителю со средней и незначительной степенью риска не придут с проверкой соблюдения норм Закона № 2042. Но это исключение не касается производителей с высокой степенью риска, к ним имеют право прийти проверяющие. На внеплановые проверки мораторий не распространяется. |
Перечень планов проверок госорганами размещен на Инспекционном портале. Подробнее о действии моратория на проверки см. в «Действует ли в 2021 году мораторий на проверки»).
Размер штрафов установлен исходя из минимальной заработной платы (далее – МЗП), которая в этом году составляет 6 000 грн (см. таблицу).
Размер основных штрафов,
предусмотренных Законом № 2042 для операторов рынка в 2021 году
№ |
Суть правонарушения |
Размер штрафа |
|
для юрлиц |
для физлиц-пред- |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Нарушение установленных законодательством гигиенических требований к производству и/или обороту пищевых продуктов или кормов, если это создает угрозу для жизни и/или здоровья человека либо животного |
10 МЗП |
6 МЗП |
2 |
Производство и/или оборот пищевых продуктов либо кормов с использованием незарегистрированной мощности, если обязательность ее государственной регистрации установлена законом* |
20 МЗП |
11 МЗП |
3 |
Производство, хранение пищевых продуктов или кормов без получения эксплуатационного разрешения на соответствующую мощность, если обязательность его получения установлена законом* |
30 МЗП |
20 МЗП |
4 |
Невыполнение определенной законом обязанности относительно введения на мощностях постоянно действующих процедур, основанных на принципах HACCP* |
30 МЗП |
15 МЗП |
5 |
Реализация пищевых продуктов или кормов, маркировка которых не соответствует законодательству, если это создает угрозу для жизни и/или здоровья человека либо животного |
8 МЗП |
5 МЗП |
6 |
Нарушение требований относительно обеспечения прослеживаемости, предусмотренных законодательством о пищевых продуктах и кормах* |
||
7 |
Невыполнение обязанности относительно отозвания или изъятия из оборота опасных пищевых продуктов или кормов |
35 МЗП |
30 МЗП |
* В случае совершения правонарушения впервые за последние три года государственный инспектор выдаст предписание об устранении нарушения без оформления протокола со штрафом (ч. 2 ст. 65 Закона № 2042). |
|||
8 |
Использование, реализация незарегистрированных объектов санитарных мероприятий или кормовых добавок, если обязательность их государственной регистрации установлена законом* |
18 МЗП |
12 МЗП |
9 |
Предложение к реализации или реализация непригодных пищевых продуктов или кормов* |
25 МЗП |
17 МЗП |
10 |
Непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление недостоверной информации по требованию должностного лица компетентного органа или его территориального органа |
5 МЗП |
3 МЗП |
11 |
Отказ в допуске должностного лица компетентного органа или его |
10 МЗП |
7 МЗП |
12 |
Невыполнение, несвоевременное выполнение решения главного государственного инспектора (главного государственного ветеринарного инспектора) о временном прекращении производства и/или оборота пищевых продуктов и/или кормов |
50 МЗП |
40 МЗП |
13 |
Невыполнение, несвоевременное выполнение законных требований (предписаний) должностного лица компетентного органа, его территориального органа относительно устранения нарушений Закона № 2042, законодательства о пищевых продуктах и кормах |
8 МЗП |
5 МЗП |
* В случае совершения правонарушения впервые за последние три года государственный инспектор выдаст предписание об устранении нарушения без оформления протокола со штрафом (ч. 2 ст. 65 Закона № 2042). |
Комментарии к материалу