Состав, порядок и сроки подачи финансовой отчетности предприятиями установлены Законом от 16.07.1999 № 996-XIV и Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419 (далее – Закон № 996 и Порядок № 419). Рассмотрим подробнее эти вопросы в консультации. Финотчетность бюджетных учреждений и банков здесь не освещается.
Согласно ст. 11 Закона № 996 все предприятия обязаны составлять финотчетность на основании данных бухучета.
№ п/п |
Критерии классификации финотчетности |
Вид финотчетности и пояснения |
1 |
2 |
3 |
1 |
Периодичность составления |
Годовая |
Промежуточная (I квартал, первое полугодие, девять месяцев) |
||
2 |
Правила составления |
Согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета (далее – НП(С)БУ) |
Согласно международным стандартам финансовой отчетности (далее – МСФО) |
||
Согласно НП(С)БУ в государственном секторе (составляют только субъекты госсектора, п. 2 Порядка № 419) |
||
3 |
Объем информации |
Обычная (отражаются только показатели конкретного предприятия) |
Консолидированная (содержит показатели общего имущественного состояния и результатов деятельности группы предприятий) |
Финотчетность (в т. ч. консолидированная), составленная как по национальным, так и по международным стандартам бухучета, подается (ч. 5 ст. 121, ч. 1 ст. 14 Закона № 996; п. 2 Порядка № 419):
Количество и наименование форм финотчетности, которые обязано составить и подать предприятие, зависит от его размерной категории, определенной на основании ч. 2 ст. 2 Закона № 996, и налогового статуса.
Приведем в табл. 2 действующие формы финотчетности, утвержденные НП(С)БУ согласно ч. 3–5 ст. 11 Закона № 996 (кроме банков и бюджетных учреждений, которые имеют свои формы).
№ п/п |
Категория предприятия |
Формы финотчетности |
Нормативный акт, |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Крупные и средние предприятия1 |
Формы № 1, № 2, № 3 (или № 3-н), № 4; |
|
приказ Минфина |
|||
2 |
Малое предприятие1, 5 |
||
3 |
Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности5, 6 |
||
4 |
Микропредприятие1, 5 |
||
5 |
Непредпринимательское общество5, 7 |
||
1 Размерная категория предприятия согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 996.2 Если предприятие обязано подавать консолидированную отчетность (см. табл. 3 ниже).3 Форма не применяется представительствами иностранных субъектов хоздеятельности, малыми и микропредприятиями, непредпринимательскими обществами и предприятиями, которые в соответствии с законодательством составляют финотчетность по МСФО (п. 44.2 НК, ч. 3 ст. 11 Закона № 996, Приказ № 302, п. 2 НП(С)БУ 25, п. 2 НП(С)БУ 29). Предприятия, которые составляют отчетность по МСФО, подают примечания в произвольной форме.4 Составляют предприятия, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг) либо в отношении продукции (товаров, работ, услуг) которых до начала отчетного года принято решение о госрегулировании цен, в т. ч. предприятия, которые занимаются производством, транспортировкой, поставкой тепловой энергии и оказывают услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению (п. 2 НП(С)БУ 29). Эта форма не применяется представительствами иностранных субъектов хоздеятельности, малыми и микропредприятиями, непредпринимательскими обществами и предприятиями, которые в соответствии с законодательством составляют финотчетность по МСФО.5 Имеют право при желании подавать финотчетность по формам № 1–4, № 1-к–4-к (п. 2 разд. I НП(С)БУ 1).При этом предприятия, которые ведут бухучет по МСФО, не имеют права отчитываться по формам, приведенным в НП(С)БУ 25, – они используют формы из НП(С)БУ 1.6 В настоящее время в законодательстве (в т. ч. в Законе № 996) вместо термина «представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности» используется термин «филиалы и представительства юридического лица, созданного в соответствии с законодательством иностранного государства». Согласно ч. 5 ст. 95 Гражданского кодекса (далее – ГК) такие филиалы и представительства подлежат госрегистрации в Украине и считаются созданными с момента госрегистрации. В НП(С)БУ 25 все еще используется старый термин, однако считаем, что для целей подачи финансовой отчетности эти термины тождественны. Обратите внимание! Для целей обложения налогом на прибыль выделяют постоянное представительство нерезидента (пп. 14.1.193 НК) – это постоянное место деятельности (в т. ч. филиал или представительство), через которое нерезидент осуществляет хозяйственную деятельность в Украине.7 С 1 января 2018 года в Законе № 996 вместо термина «неприбыльная организация» используется термин «непредпринимательское общество». Согласно ст. 85 ГК непредпринимательским считается общество, которое не имеет целью получение прибыли для ее последующего распределения между участниками. Обществом является организация, созданная путем объединения лиц (участников), имеющих право на участие в этом обществе (ч. 2 ст. 83 ГК). Мы считаем, что определение непредпринимательского общества из ГК отвечает налоговому определению термина «неприбыльное предприятие, учреждение, организация», приведенному в пп. 14.1.121 НК. |
Предприятия обязаны в определенный срок подавать финотчетность пользователям, установленным законодательством (см. таблицы 3–5).
№ п/п |
Категория |
Промежуточная финотчетность |
Годовая финотчетность |
||
Органы |
Налоговый орган |
Органы |
Налоговый орган |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Средние1 |
Не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом – формы № 1 и № 22 |
В течение |
Не позднее Не позднее |
Не позднее |
1 Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 996.2 Абзац пятнадцатый п. 2, абзац пятый п. 5 Порядка № 419.3 В случае, если декларация подается ежеквартально согласно пп. 134.1.1 НК.4 Абзац шестой п. 5 Порядка № 419.5 Абзац второй п. 5 Порядка № 419.6 Абзац четвертый п. 5, 10 Порядка № 419.7 Согласно абзацу второму п. 5 Порядка № 419 формы № 1 и № 2 должны быть поданы налоговому органу не позднее 28 февраля следующего за отчетным года. В то же время в абзаце четырнадцатом п. 2 и абзаце шестом п. 5 Порядка № 419 сказано, что промежуточная и годовая финотчетность подается налоговому органу в сроки, предусмотренные НК. Во избежание возможных недоразумений рекомендуем плательщикам, которые будут подавать годовую декларацию по налогу на прибыль в последний день (3 марта 2025 года), представить финотчетность в органы статистики и ГНС через «Единое окно» не позднее 28 февраля. |
|||||
2 |
Иностранные представительства |
Не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом -№ 1-м, № 2-м1 |
В течение 40 к. д, |
Не позднее |
Не позднее |
3 |
Малые3 |
В течение 40 к. д., |
Не позднее |
Не позднее |
|
4 |
Микропредприятия3 |
Не подается5 |
В течение 40 к. д., |
Не позднее |
Не позднее |
5 |
Непредпринимательские общества |
№ 1-мс, № 2-мс |
Не подается |
Не позднее |
Не позднее |
1 Абзац пятнадцатый п. 2, абзац пятый п. 5 Порядка № 419.2 В случае, если декларация подается ежеквартально согласно пп. 134.1.1 НК.3 Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 996.4 Абзац первый п. 5 Порядка № 419.5 Абзац шестнадцатый п. 2 Порядка № 419. |
№ п/п |
Категория |
Промежуточная финотчетность |
Годовая финотчетность за 2024 год |
||||
Органы |
Центр сбора |
Налоговый орган |
Органы |
Центр сбора |
Налоговый орган |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Предприятия, представляющие общественный интерес (ст. 1 Закона № 996)1 |
Не позднее 30-го |
В течение 40 к. д., |
Не позднее |
Не позднее сроков обнародования |
Не позднее Не позднее |
|
2 |
Кредитные союзы |
||||||
3 |
Публичные акционерные общества (далее – ПАО) |
||||||
4 |
Субъекты хозяйствования (далее – СХ), которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях |
||||||
5 |
Предприятия, осуществляющие виды хоздеятельности, перечисленные в п. 2 Порядка № 419 |
||||||
6 | Материнские предприятия групп, в составе которых есть предприятия, представляющие общественный интерес | ||||||
7 | Материнские предприятия крупной группы, не относящиеся к категории крупных предприятий | ||||||
1 Это предприятия – эмитенты ценных бумаг (далее – ЦБ), ЦБ которых допущены к торгам на регулируемом рынке капитала или по ЦБ которых осуществлено публичное предложение; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ), другие финучреждения (кроме финучреждений и НПФ, которые относятся к малым и микропредприятиям); крупные предприятия согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 996.2 Абзац второй п. 5 Порядка № 419.3 Абзац третий п. 5 Порядка № 419.4 МСФО-отчетность подается в центр сбора финотчетности на основе таксономии такой отчетности в едином электронном формате, определенном Минфином.
5 Как разъясняет ГНС (ОИР, категория 102.20.02), плательщики налога на прибыль, составляющие финотчетность по МСФО (кроме тех плательщиков, которые в соответствии с Законом № 996 обязаны обнародовать годовую финотчетность, в т. ч. консолидированную), представляют в налоговый орган вместе с декларацией промежуточную и годовую финотчетность:
|
На заметку! Предприятия, не указанные в табл. 4, также могут применять международные стандарты для составления финотчетности, но только если сочтут это целесообразным (ч. 3 ст. 121 Закона № 996). При этом предприятия, добровольно перешедшие на МСФО, подают финотчетность, в том числе в формате таксономии, в общем порядке. |
Что касается таксономии финансовой отчетности, то на сайте Минфина уже есть перевод таксономии финотчетности по МСФО за 2024 год (там же размещены переводы таксономии за 2022, 2023 и более ранние годы). А вот электронный файл таксономии UA МСФЗ XBRL 2024, по которому нужно подавать финотчетность за 2024 год, а также за промежуточные периоды 2025 года, по состоянию на конец января текущего года еще находится в процессе работы. В начале этого года на официальном сайте финансовой отчетности был обнародован электронный файл UA МСФЗ XBRL 2023, согласно которому следует подать отчетность за 2023 год и промежуточные периоды 2024 года.
№ п/п |
Категория |
Промежуточная консолидированная1 финотчетность |
Годовая консолидированная1 |
||||
Органы |
Центр сбора |
Налоговый орган |
Органы |
Центр |
Налого- |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Предприятия, которые контролируют другие предприятия (материнские предприятия)2 |
Не позднее 45 дней |
Не подается |
Не позднее сроков |
Не подается |
||
2 |
Объединения предприятий в отношении предприятий, входящих в их состав (если это предусмотрено учредительными документами объединений предприятий в соответствии с законодательством) |
||||||
1 Консолидированная финансовая отчетность – это финансовая отчетность предприятия, осуществляющего контроль (материнского предприятия), и предприятий, которые им контролируются (то есть группы компаний), как единой экономической единицы (ст. 1 Закона № 996). Правила ее составления регламентируются НП(С)БУ 2 или МСФО 10, а порядок подачи – ст. 14 Закона № 996 и п. 10, 11 Порядка № 419.
2 Такие предприятия освобождены от составления и подачи консолидированной финотчетности, если группа относится к малой или средней (кроме случаев, когда в группе есть предприятие, представляющее общественный интерес) (ч. 3 ст. 14 Закона № 996). Группа является малой, если совокупные показатели материнского предприятия вместе с контролируемыми предприятиями на дату составления годовой финотчетности не превышают двух из следующих критериев (ч. 1 ст. 12 Закона № 996):
|
В соответствии с п. 4 Порядка № 419 датой представления финотчетности считается:
На заметку! Если дата подачи отчетности приходится на нерабочий день, срок подачи переносится на первый после выходного день (п. 10 Порядка № 419). |
Предприятия, указанные в ч. 3 ст. 14 Закона № 996, обязаны обнародовать свою годовую финотчетность (в т. ч. консолидированную) вместе с соответствующими аудиторскими отчетами на своей веб-странице или веб-сайте (в полном объеме) или иным способом в случаях, определенных законодательством.
Финотчетность обнародуется в формате, исключающем возможность внесения в нее изменений другими пользователями, а также в едином электронном формате, определенном Минфином, на основе таксономии финотчетности по МСФО (абзац восемнадцатый п. 2 Порядка № 419).
Имейте в виду! Вместе с финотчетностью обнародованию подлежат также отчет об управлении (в т. ч. консолидированный) и отчет о платежах в пользу государства (в т. ч. консолидированный), составление которых предусмотрено п. 2, 7 ст. 11 Закона № 996, но которые финотчетностью не являются. |
№ п/п |
Предприятия, которые обязаны обнародовать финотчетность |
Сроки обнародования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Предприятия – эмитенты ЦБ, ЦБ которых допущены к торгам на регулируемом рынке капитала или в отношении ЦБ которых осуществлено публичное предложение, банки, страховщики, НПФ*, другие финучреждения*, крупные** предприятия*** |
Не позднее чем |
2 |
ПАО, субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке и СХ, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях |
|
3 |
Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке |
|
4 |
Предприятия, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях (абзац двадцать первый ч. 1 ст. 1 Закона от 18.09.2018 № 2545-VIII «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях») |
|
5 |
Крупные** предприятия, не являющиеся эмитентами ЦБ |
Не позднее чем |
6 |
Средние** предприятия |
|
7 |
Другие финучреждения и НПФ, которые относятся к малым** и микропредприятиям** |
|
8 |
Малые предприятия, являющиеся СХ государственного сектора экономики |
|
9 |
Материнские предприятия крупной группы, которые не относятся к категории крупных предприятий**** (кроме субъектов инвестиционной деятельности, которые не составляют консолидированную финотчетность согласно МСФО) |
|
10 |
Материнские предприятия, которые сами являются дочерними предприятиями и не составляют консолидированную финотчетность***** |
|
* Кроме других финучреждений и НПФ, которые относятся к малым и микропредприятиям.** Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 996.*** Кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ЦБ.**** Для таких предприятий введена обязанность обнародовать годовую консолидированную отчетность группы, составленную по МСФО, вместе с аудиторским отчетом. Согласно письму Минфина от 22.09.2022 № 41010-06-5/21480, если такое предприятие перешло на МСФО с 01.01.2023, то впервые оно должно обнародовать свою консолидированную финотчетность за 2024 год до 1 июня 2025 года. Индивидуальную годовую финотчетность такие предприятия обнародуют, если соответствуют общим критериям, приведенным в ч. 3 ст. 14 Закона № 996 (см. строки 1–7 этой таблицы).***** Такие предприятия обязаны обнародовать у себя на сайте консолидированную финотчетность своего материнского предприятия вместе с аудиторским отчетом. Индивидуальную годовую финотчетность они обнародуют, если соответствуют общим критериям, приведенным в ч. 3 ст. 14 Закона № 996 (см. строки 1–7 этой таблицы). |
В период действия военного положения или состояния войны, а также в течение 3 месяцев после его прекращения или отмены:
Юрлица, которые в соответствии с законодательством обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность (в т. ч. консолидированную) вместе с соответствующими отчетами, определенными пп. 41 п. 1 Закона № 2115, обнародуют такую отчетность в полном объеме согласно законодательству в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны за весь период необнародования (пп. 42 п. 1 Закона № 2115).
Обратите внимание! Для отчетности, которая подается в НБУ и Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, действуют правила представления и обнародования, предусмотренные пп. 6, 7 п. 1 Закона № 2115. |
Лица, не имеющие физической возможности в течение срока, определенного Законом № 2115, представить отчетность и/или другие необходимые документы в связи с непосредственными последствиями их участия в боевых действиях, освобождаются от административной и/или уголовной ответственности. Такие лица подают отчетность и документы в течение месяца со дня окончания последствий, которые делали невозможным подачу отчетности и документов (пп. 3 п. 1 Закона № 2115).
Имейте в виду! Нормы Закона № 2115 не касаются налоговых правоотношений, а также правоотношений, на которые распространяется действие Закона от 14.10.2014 № 1700-VII «О предотвращении коррупции». |
Согласно действующей на сегодня редакции НК плательщики налога на прибыль обязаны подавать декларацию по этому налогу в установленные сроки, несмотря на военное положение. Поэтому такие плательщики вынуждены составлять и подавать промежуточную и/или годовую финотчетность до подачи или одновременно с подачей декларации (квартальной и/или годовой), ведь финотчетность является неотъемлемым приложением к декларации.
Что касается обязанности представить в ГНС годовую финотчетность, подлежащую обнародованию, вместе с аудиторским отчетом, то согласно абзацу двадцать четвертому пп. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НК предприятия – плательщики налога на прибыль освобождаются от ответственности за неподачу:
Однако освобождение будет действовать при условии, что эти плательщики подадут финотчетность (и уточняющий расчет) в течение трех месяцев после отмены военного положения.