Ситуация/вопрос

Какая ответственность применяется

1

2

В настоящее время работодателей обязали вести воинский учет военнообязанных женщин, и законодательство в этой сфере недавно изменилось. Какие меры ответственности могут быть применены к работодателю, не выполняющему требования по ведению воинского учета?

За нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации применяется административная ответственность на основании ст. 2101 КУоАП.

Данная статья предусматривает наложение на должностных лиц предприятия штрафа в размере от 200 до 300 НМДГ (от 3 400 до 5 100 грн), а за повторное совершение в течение года нарушения, установленного ч. 1 ст. 2101 КУоАП, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, а также совершение такого нарушения в особый период применяется штраф в размере от 300 до 500 НМДГ (от 5 100 до 8 500 грн). Невыполнение требований законодательства по воинскому учету тоже вписывается в рамки этой статьи КУоАП.

Штрафы налагают территориальные центры комплектования и социальной поддержки (далее – терцентры, это бывшие военкоматы) (ст. 235 КУоАП).

Что касается законодательных изменений, то с 17.12.2021 вступил в силу приказ Минобороны от 11.10.2021 № 313, которым утвержден Перечень специальностей и/или профессий, родственных соответствующим военно-учетным специальностям, после получения которых женщины берутся на воинский учет военнообязанных (далее – Перечень № 313). Перечень № 313 утвержден во исполнение ч. 11 ст. 1 Закона № 2232. Согласно этой норме женщины, которые имеют специальность и/или профессию, родственную соответствующей военно-учетной специальности, определенной в перечне, утвержденном Минобороны (т. е. Перечне № 313), и годные для прохождения военной службы по состоянию здоровья и возрасту, берутся на воинский учет военнообязанных. В Перечень № 313 попало немало достаточно распространенных профессий и специальностей, в частности руководители финансовых, бухгалтерских, экономических, юридических и административных подразделений, профессионалы в области аудита и бухучета, бухгалтеры и кассиры-эксперты. Но четкого механизма постановки на учет женщин пока в законодательстве нет.

В Минобороны разъясняют, что постановка женщин на воинский учет будет проводиться терцентрами постепенно, по мере готовности нормативно-правовой базы. В течение 2022 года будет приведена в соответствие с действующим законодательством нормативная база Вооруженных сил Украины и разработаны необходимые документы. Поскольку нормативная база пока не готова к нововведениям, до конца текущего года не будут штрафовать ни женщин, которые не встали на воинский учет, ни руководителей предприятий, на которых они работают. К тому же планируется пересмотреть имеющийся на сегодня перечень в сторону его уменьшения исходя из здравого смысла. Также в настоящее время есть законопроекты, предусматривающие внесение изменений в Закон № 2232 и другие законы, касающиеся рассматриваемой нами ситуации.

А пока в вопросах воинского учета нужно руководствоваться Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 07.12.2016 № 921 (соответствующие изменения в него пока не внесены)

Какая ответственность применяется к работодателям за неотстранение от работы работников, которые не вакцинировались от COVID-19 в случаях, когда такая вакцинация является обязательной по законодательству?

Несоблюдение требований законодательства об отстранении от работы невакцинированных работников грозит должностным лицам предприятия (в нашем случае – это руководители предприятий, ведь именно на них возложена такая обязанность) административной ответственностью согласно ст. 443 КУоАП, то есть штрафом в размере от 2 000 до 10 000 НМДГ (от 34 000 до 170 000 грн).

акой штраф налагает суд (ст. 221 КУоАП) на основании админпротоколов, составленных уполномоченными органами (их перечень приведен в ст. 255 КУоАП). К ним, в частности, относятся органы Нацполиции и здравоохранения.

Важно! Работодатели должны помнить, что отстранять от работы сотрудников по причине отсутствия вакцинации от COVID-19 можно, только когда это прямо предусмотрено законодательством и в случаях, когда вакцинация для работников является обязательной в соответствии с законодательством. В данном случае следует руководствоваться прежде всего п. 416 постановления КМУ от 09.12.2020 № 1236, которым и установлена обязанность работодателей отстранять невакцинированных работников от работы, а также приказом Минздрава от 04.10.2021 № 2153, которым утвержден перечень профессий, производств, организаций, работники которых обязаны вакцинироваться (с учетом внесенных в него изменений)

Предприятие размещает в печатных СМИ рекламу о вакансиях. Недавно в этой сфере произошли изменения. Какова ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе в части рекламы о вакансиях?

Ответственность за нарушения, касающиеся рекламы о вакансиях (приеме на работу), предусмотрена ст. 241 Закона от 03.07.1996 № 270/96-ВР (далее - Закон № 270). Эта статья запрещает в рекламе о вакансиях (приеме на работу):

– указывать возраст кандидатов;

– предлагать работу только женщинам или только мужчинам (за исключением специфической работы, которая может выполняться только лицами определенного пола);

– выдвигать требования, которые дают преимущество женскому или мужскому полу, представителям определенной расы, цвета кожи (кроме случаев, определенных законодательством, и специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола);

– устанавливать требования относительно политических, религиозных и иных убеждений, членства в профсоюзах и иных объединениях граждан, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых и других признаков.

За нарушение этих требований ч. 3 ст. 241 Закона № 270 установлен штраф в 10-кратном размере МЗП, установленной на момент совершения правонарушения. Штраф уплачивается в госбюджет в порядке, определенном КМУ. На сегодня такого утвержденного порядка еще нет, но есть проект постановления КМУ, разработанный Минэкономики и обнародованный на его официальном сайте для обсуждения. Найти этот проект можно на главной странице сайта в разделе «Обговорення проєктів документів» (проект обнародован 07.12.2021). Cогласно проекту данный штраф будут применять органы Гоструда на основании соответствующего распорядительного документа.

С 08.01.2022 вступили в силу изменения, внесенные в ст. 241 Закона № 270. Отметим, что вышеуказанные требования к рекламе о вакансиях были и раньше в законе, и штраф в размере 10 МЗП тоже был предусмотрен, но до внесения изменений штраф нужно было уплачивать в ФСС на случай безработицы и на практике его не применяли. Теперь же штраф следует уплачивать в госбюджет, и органы Гоструда уже готовятся к его применению